Исследовательская работа



Презентация исследовательской работы Победителей городской научно-практической конференции «Знание-Поиск-Творчество-Труд»


Менькова М.Н., учитель географии
Яковлева Л.Н., учитель биологии.


     Исследовательская деятельность сегодня не просто модное слово, это дань времени. Наверняка многие из вас замечали, что детям гораздо интереснее самим добывать знания и делится ими с окружающими, чем получать их в готовом виде. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. Часто сами дети являются инициаторами исследовательской работы над той или иной темой. Так случилось и с нами. Многие обучающиеся нашей школы посещали центральный парк культуры и отдыха и неоднократно наблюдали неблагоприятное состояние реки Битевка. Некоторых из них заинтересовала проблема её охраны, восстановления, и ребята выступили с предложением посвятить этой теме научное исследование. При подготовке научно-исследовательской работы мы изучили основные этапы исследовательской деятельности.
     Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема, её визитная карточка. Наибольшие затруднения при подготовке обучающихся к научно-исследовательской деятельности вызывает именно выбор темы. С этой проблемой столкнулись и мы. Формулировка темы задает тон всей работе, направляет её. Поэтому в процессе работы над поставленной проблемой всегда возникает необходимость ограничивать деятельность ребят в рамках заданной темы.
    

    Выделим основные критерии выбора темы и требования к её формулировке:
  • Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.
  • Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
  • Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
  • Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
  • Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
  • Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.

     Актуальность темы тоже имеет немаловажное значение. Интерес ребенка в большинстве случаев может вызвать только тема, связанная с проблемами современности. Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Наибольший интерес для детей представляет местный материал, те проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день. Актуальность выбранной нами темы ребята решили выяснить с помощью социологического опроса. С большим интересом они опрашивали как обучающихся нашей школы, так и жителей города, выясняя значимость интересующей их проблемы. Обработка полученной информации не вызвала у них затруднений.
     Целью нашего исследования явилось выявление экологических проблем реки Битевка, расположенной в парковой зоне ЦПКиО города Кургана, и разработка рекомендаций по её охране и восстановлению.
     Приступая к проведению научно- исследовательской работы, мы изучили научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книги, газеты и журналы по данной теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Дети охотно занимаются поиском информации в Интернете и дополнительной литературе, но огромные затруднения вызывает у них обработка полученной информации. И здесь незаменима помощь педагога. Как правило, она заключается в редактировании материала.
     Гипотеза ( древнегреч.) - это «основание, предположение».
     В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
    
    Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

     При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…». Нами была выдвинута гипотеза о том, что если изучить экологическое состояние реки Битевка, то можно доказать, что данный водный ресурс подлежит восстановлению. На протяжении всей работы мы пытались её доказать или опровергнуть.
     Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….
     Целью нашей работы стало выявление экологической проблемы реки Битевка и разработка рекомендаций по её охране и восстановлению.
     Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Для достижения поставленной цели нами были поставлены определенные задачи.
     Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Выводы исследовательской работы также напрямую зависят от поставленных задач.
     Метод – это способ достижения цели исследования. Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы: анализ и синтез, изучение литературы, анкетирование, метод лабораторного исследования, метод визуализации данных.
     Лабораторные исследования требуют определенного уровня оснащения лабораторий. К сожалению, большинство школ не имеет необходимых материалов и оборудования для проведения необходимых химических анализов. Многие из предлагаемых методик исследований неосуществимы на уровне школ и сложны для обучающихся. По этой причине мы обратились за помощью в КГУ на кафедру аналитической химии. Именно на базе КГУ был проведен химический анализ воды реки Битевка. Разумеется, потребовалась финансовая помощь школы. Нами с помощью преподавателя кафедры аналитической химии Коротковой были проведены три занятия. Конечно, нам хотелось провести и химический анализ органических веществ во взятых нами пробах воды, но не хватило материальных средств, выделенных на лабораторные анализы.
     С удивительным упорством авторы нашей исследовательской работы пытались найти решение проблемы реки Битевка на уровне властей нашего города. Им было нелегко получить ответ на интересующий их вопрос, но настойчивость, которую они проявили, было трудно игнорировать.
     Принято считать, что оформление научно-исследовательской работы – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы. На этом этапе работы наша помощь детям была необходима. Ребятам, занимающимся научным исследованием, кажется очень важной вся информация по изученной проблеме, и им очень трудно при формировании работы отказываться от каких- то её частей.
     Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:
  • He заниматься наставлениями; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делать скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно
  • Не торопиться с вынесением суждения.
  • Учить детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
  • Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходить ко всему творчески.

     Мы старались следовать этим правилам.
     Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, от готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.
"Контактная информация"

Телефоны:
8 (3522) 46-81-57
8 (3522) 46-81-58
8 (3522) 46-81-56
e-mail: school-22-kurgan@mail.ru


"Обратная связь"

Написать

"ЭКЗАМЕНЫ"

Телефоны:
8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87

"Важные ссылки"

 
"Фотоальбомы"
Выпускники
Нас благодарят